Подписывайтесь на канал блога в Телеграме!
 

природа и человек в романе евгений онегин

В них всё так бледно, равнодушно,
Они клевещут даже скучно...
А. С. Пушкин

Говоря о романе «Евгений Онегин» как об «энциклопедии русской жизни», В. Г. Белинский подчёркивал, что российская действительность десятых-двадцатых годов XIX века показана в этом произведении с почти научной точностью и широтой. И картины жизни столичного и поместного дворянства органически входят в реалистическое изображение Пушкиным различных сторон эпохи. О быте и нравах столичного дворянства, представителем которого является главный герой, мы узнаём с первых же страниц романа.

Кто они, эти столичные франты, законодатели мод и мнений? Большинство из них не получило серьёзного образования и воспитания. Вот что говорит об этом сам автор:

Мы все учились понемногу
Чему-нибудь и как-нибудь,
Так воспитаньем, слава Богу,
У нас немудрено блеснуть.

В самом деле, чтобы «блеснуть воспитаньем», чтобы прослыть в светском обществе умным и милым человеком, нужно было обладать немногим: отличным знанием французского языка, манерами светского человека, умением танцевать, «кланяться непринуждённо» и «с учёным видом знатока хранить молчанье в важном споре». Именно здесь, в высшем свете, молодой человек учится «язвительно злословить», скрывать подлинные чувства и мысли, лицемерить. Здесь всё фальшиво, здесь нет искренности, кругом насмешники и эгоисты, которые почитают «всех нулями, а единицами — себя». В этом обществе каждый «глядит в Наполеоны», а жизнь заполняется бесконечными балами и обедами, карточной игрой, интригами. Проходят годы, люди старятся...

Но в них не видно перемены;
Всё в них на старый образец:
У тётушки княжны Елены
Всё тот же тюлевый чепец;
Всё белится Лукерья Львовна,
Всё то же лжёт Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семён Петрович так же скуп...

В московских гостиных «не вспыхнет мысли в целые сутки» да в петербургских — «везде встречаемые лица, необходимые глупцы». Таков высший свет. Нетрудно понять, почему герой романа, человек умный, стремящийся найти цель в жизни, не может удовлетвориться своим пустым существованием. Проведя юность в светских гостиных и на балах, Онегин в зрелые годы презирает «светскую чернь», которая, втянув его в атмосферу общей лени, не могла научить ничему хорошему, полезному, зато отобрала драгоценные первые чувства. Это общая судьба многих современников Пушкина.

В таком же остро сатирическом плане Пушкин рисует и поместное дворянство. Вот дядя Онегина — «деревенский старожил», которые «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». После его смерти Онегин обнаружил в доме лишь расходную тетрадь, запас домашних наливок да «календарь осьмого года», заменявший помещику литературу. Сорок лет полуживотного существования этого человека были обеспечены трудом его крепостных. Сорок лет крестьяне отдавали силы ради того, чтобы их барин мог спокойно «браниться с ключницей» и «мух давить»!

А вот образ жизни другого помещика средней руки — Дмитрия Ларина, который «в халате ел и пил». Жизнь его «катится спокойно». Всё управление поместьем взяла на себя его бойкая жена, а Ларину остаётся только ежедневно дожидаться вечера, когда к ним собираются друзья, чтобы «и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чём». Понятно, что увлекающаяся литературой, мечтательная Татьяна не могла найти близкого человека ни в собственной семье, ни среди знакомых помещиков. Ведь съехавшиеся на именины Татьяны гости так похожи на её родителей! Среди них «владелец нищих мужиков Гвоздин», «Скотининых чета седая», Пустяков и другие, чьи фамилии уже говорят об этих персонах романа так много, что продолжать характеристики автору не требуется.

Одновременно Пушкин обращает внимание читателей на язвы крепостничества. Здесь и поющие во время сбора хозяйских ягод девушки, и самоуправство Лариной, которая «служанок била осердясь». По своему произволу «брила лбы», то есть отдавала крестьян в солдаты. Так, как бы вскользь, Пушкин вскрывает социальные противоречия крепостнического общества, разрушая иллюзию, создаваемую в произведениях официальной литературы того  времени. Срывая маски с представителей высшего света и с мелкопоместных дворян, автор «Евгения Онегина» показывает паразитическое общество того времени.

Критический реализм Пушкина в полной мере отражает картины жизни русского дворянства.

Что вы об этом думаете?




Pin It on Pinterest